Антиквариат или старинная мебель. Стили.

Старинная мебель за последние пять лет подорожала на 80-110 процентов. А если открутить назад лет 10, то в финансовом плане картина получается ещё интереснее - ведь тогда и цены на валюту были абсолютно другими. К тому же антикварная мебель, по сравнению с современной - живая. Она впитала энергетику столетий, в течение которых ею пользовались люди, быть может, решавшие судьбы своих современников...

Обратите внимание на интервью или выступления известных лиц по телевидению. Съемки, как правило, происходят в их кабинетах, и ни один из них не пользуется услугами современных мебельщиков, а, как правило, восседает на старинном значительном кресле - подобии трона, а энергия поколений положительно влияет на его тяжкие трудовые будни. Вышесказанное может также рассматриваться как бесплатный совет - как увеличить свой капитал в быту

В наши дни старинная мебель считается весьма выгодным вложением денег - она никогда не выходит из моды, наоборот, с годами приобретает все большую популярность и ценность. Истинные ценители антиквариата охотятся за ней по всему миру, разыскивая нужный экземпляр. Специалисты галереи «Наследие веков» собрали для Вас уникальную, изысканную коллекцию антиквариата различных стилей и эпох, которая удовлетворит самый взыскательный вкус.

С давних времен люди строят дома, чтобы укрыться в них от стихий и опасностей, обрести покой и уют. Мебель - это первое, что появилось в жилище человека после очага. Ее основные функции - сочетать удобство и красоту. Предметы старинной мебели, имея высокую художественную ценность (а в средневековье - еще и материальную), переходили по наследству из поколения в поколение потомкам, столетиями впитывая в себя их энергетику. Причем каждому стилю соответствует свой вид (порода) дерева.

Традиции коллекционирования антиквариата зародились еще во времена Петра I, символизируя принадлежность владельца высшим слоям общества. Сегодня старинная мебель придает интерьерам дома особый шарм, художественный смысл, оригинальность, аристократизм - свойства, несомненно, присущие и ее обладателю.

Существует строгая классификация старинной мебели по стилям. Очевидна также связь искусства создания мебели с архитектурой - недаром ее называют «архитектурой малых форм». Наш краткий обзор мебельных стилей может оказаться полезным, если вы решили придать определенный стиль вашему дому.

Культура, идеология, быт - все это нашло свое отражение и в старинной мебели. В разные эпохи были созданы многообразные типы и формы мебели, различные приемы обработки и отделки материалов.

Романский стиль. Мебель Западной Европы XI-XIII веков отличалась фундаментальностью, простотой, четкими, устойчивыми формами. Основными предметами мебели были сундук (который зачастую заменял стул и стол), кровать и шкаф (его прототипом также был сундук, поставленный вертикально). Старинные стулья, скамьи, табуреты и кресла на трех и четырех ножках выполнялись из точеных круглых брусков. Прямоугольные столы вместо ножек имели два боковых щита, соединенных брусками, которые зацеплялись деревянными клиньями. Старинную мебель изготовляли плотники и кузнецы в основном из дуба, ели, кедра, часто применялась оковка железными полосами.

Старинная мебель - Готический стиль. Начал появляться в развивающихся городах Европы со второй половины X в. Родоначальница этого стиля - Франция. Предметы мебели стали делать более легкими, изящными, стройными. Конструкция их также подверглась изменениям - появился каркас, в который вставлялись филенки, покрытые резьбой, позолотой и росписью. Но в целом формы оставались простыми: основной предмет мебели - сундук с высокой спинкой, подлокотниками и подъемным сиденьем; скамьи - той же конструкции, но с навесом (балдахином), украшенным различными архитектурными деталями - шпилями и т.п.; кровати имели балдахины и высокие спинки; основой для изготовления шкафа-поставца по-прежнему был сундук. Наиболее часто применяемыми материалами для производства мебели служили дуб и каштан. Для украшения стали использовать резьбу, в орнаменте которой преобладали архитектурные и растительные мотивы, сцены из современной жизни; скульптурные детали. Предметы мебели выполняли столяр, резчик, слесарь, а отделку - живописцы и позолотчики.

Старинная мебель - Ренессанс. Родина этого стиля - Италия. Начиная со второй половины XV в. мастера-мебельщики большое внимание начинают уделять различным деталям. Так, у прямоугольных ларей появляются точеные ножки, стенки становятся изогнутыми, применяются разные виды отделки - резьба, позолота, роспись, деревянная инкрустация (интарсия), мозаика. Расписывают мебель известные художники. По сравнению с готикой конструкция мебели эпохи Ренессанса значительно усложнилась, получили свое развитие карнизы, цоколи, филенки, колонны. Преобладающие формы мебели - ларь, стулья двух видов - на четырех ножках и на двух резных досках с восьмиугольными сиденьями. В XVI в. появились бюро-конторки и мягкие кресла. Спинки и ножки стульев и кресел начинают делать из витых круглых стержней, в местах соединения отдельных частей применяют характерные кубики. Спинки и сиденья обивают кожей или гобеленом, прикрепляя их к дереву гвоздями. В связи с проводимыми в это время археологическими раскопками в отделке и украшении вещей стали преобладать элементы античной архитектуры и мебели (Высокий Ренессанс): капители, пилястры, фризы, детали с изображением масок, львиных лап, бараньих голов и др.

Старинная мебель - Барокко. В XVII в. формы старинной мебели становятся еще более сложными, величественными; широко, а порой - чрезмерно используются всевозможные украшения, различные варианты карнизов с лепкой и витыми колоннами. Наиболее распространенные сюжеты резьбы и росписи - пышные, сложные композиции с изображением раковин, грифонов, львов, орлов, купидонов, свернутых лент и завитков. Основные предметы интерьера - старинные шкафы, бюро, мягкие стулья и кресла. Обивкой для мебели служит бархат с крупным рисунком. Во Франции мебель барокко именуют «стилем Людовика XIV», а также «стилем Буль» - в честь основателя фирмы целого поколения придворных мастеров-фабрикантов Андре-Шарля Буля. Характерно использование украшений, инкрустаций с мотивами орнаментов из жизни древнего Рима - военных трофеев, мечей, лавровых венков, акантовых завитков. Появляется новая форма - шезлонг, представляющая собой удлиненное кресло с откидной спинкой, удобное для лежания; кресло для сна с полукруглыми выступами на спинке на уровне головы; диваны в виде трех скрепленных между собой кресел с общей спинкой и сиденьем. Обивка мебели - из гобеленовой ткани с изображением растений, цветов, птиц, животных, музыкальной тематики, перевитых лентами и гирляндами. Новшество этой эпохи - особые столы-консоли с двумя ножками и зеркалом над ними, которые ставили у стен гостиных и залов. Проножки и картуши консолей обычно причудливо изогнуты. В начале XVIII в. появились письменные столы и комоды с выдвижными ящиками. При производстве мебели мастера чаще всего используют орех и дуб.

Старинная мебель - Рококо. По сравнению с барокко стиль рококо отличается большей легкостью, воздушностью, изяществом, утонченностью. Во Франции его называют «стилем Людовика XV». В историю мебельного искусства вошли известнейшие мастера того времени - Крессен и Кафиэри (бронзовщик), создававшие изысканные, элегантные и удобные экземпляры. Для мебели рококо характерны текучие, изогнутые формы ножек, спинок и локотников, закругленные углы. Широко используются украшения - резьба, бронзовые накладки с изображением «обязательных» раковин (возможно, от слова раковина («рокайль») стиль и получил название рококо), цветов, гирлянд, растений. Появляются короткая софа (одна из ее разновидностей с закрытой спинкой - бержер); небольшие шкафы для книг с двумя дверками; комоды с украшениями в китайском стиле - с ажурными мостиками, пагодами, башнями, покрытые китайским лаком; декоративные, богато инкрустированные столы. Шкафы все чаще заменяются кабинетами-тумбочками с двумя дверками, служащими постаментами для умывальников - шифоньерами. Вместо сундуков и кофров начинают делать комоды с двумя дополнительными угловыми кабинетами-шкафчиками. Мебель украшают парчой, бархатом, дамасской узорной тканью, шелковым атласом, мозаикой из дерева, при обивке используют гобелены и ткань с мелкой вышивкой. Деревянные детали красят в светлые тона, местами золотят, очень популярна лакированная мебель. Изготовляли мебель в основном из деревьев местных пород - липы и ореха, на которых легко выполняется тонкая резьба.

Старинна мебель - Классицизм. В связи с возрождающимся интересом к классике многие художники совершали путешествия в Грецию и Италию, создавали художественные произведения, издавали книги. В середине XVIII в. после раскопок в Помпее и Геркулануме было обнаружено множество бесценных античных сокровищ, что, безусловно, вдохновило мастеров-мебельщиков того времени Ризенера, Жакоба, Беннемана, Абрахама и Давида Рентгенов и нашло отражение в их работах. В соответствии с новым движением в искусстве, мебели французского классицизма («стиль Людовика XVI») присущи простота и четкость пропорций, не перегруженность деталями. Популярны такие предметы, как комоды, письменные столы, секретеры, дамские бюро с ровными горизонтальными линиями и тягами. Вещи украшались изображениями мифологических персонажей - Гермеса и нимф, виноградной лозы с гроздьями винограда, львиных голов, а также плетеными гирляндами и дорическими фризами; использовались клееная из разных пород дерева мозаика (маркетри), фарфоровые вставки и бронзовые медальоны. Появился новый вид мебели - диван-софа, состоящий из трех частей, с прямыми боковинами, именуемый «наперсница». Свойственные стилю рококо позолота и окраска мебели постепенно уступали место фактуре дерева.

Старинная мебель -
Ампир. Из «стиля Людовика XVI» к концу XVIII в. возникло новое направление в создании мебели, отразившее идеализированные вкусы и представления императора Наполеона I о Римской империи (ампир - «империя»). Раскопки в Италии и Греции сыграли огромную роль в развитии стиля: мебель строгих, правильных форм отделывалась деталями с античными сюжетами - древнеримскими щитами, копьями, шлемами, лавровыми венками, сфинксами, львами, урнами и лебедями, акантом, восхвалявшими героический романтизм классической античности. Мебель стиля ампир была парадной и в основном заполняла дворцы. Наиболее известные мастера-мебельщики того времени - Г.Жакоб и его сын Жакоб-Демальтер. Многообразные роскошные столы различного предназначения - письменные с пьедесталами круглой формы, столы для сервировки, шитья, бюро с жалюзи, секретеры, комоды с ящиками или дверками - имели простую, компактную форму. Появилось большое поворотное зеркало (псише) на постаменте, вделанное в раму. Для мебели стиля ампир характерны большие плоскости гладкого полированного дерева, подобранного по слоям с игрой текстуры; обивка - главным образом шелковыми тканями.

Старинная мебель - Бидермейер. В двадцатых годах XIX в. в домах буржуазии и купечества появляется более удобная, доступная, скромная и уютная по сравнению со стилем ампир мебель. Она небольших размеров, без излишних украшений, имеет скругленные углы. Люди предпочитали широкие диваны и кушетки, столовые гарнитуры, витрины-горки, бельевые шкафы, множество самых разных небольших столиков. Для удобства в старинных шкафах, комодах, столах, трельяжах и др. делали выдвижные ящики. Изготовляли мебель в основном из березы, груши, красного дерева, а обивали ситцем или репсом.

Старинная мебель - Модерн. Возникновение этого стиля в девяностые годы XIX в. обусловлено стремлением сделать мебель более комфортной, экологичной, а также поиском новых форм и возможностей в ее дизайне, материале, обработке. Модерн не имеет единой четкой, логически обоснованной формы, композиция и украшения порой асимметричны. Чаще всего такую мебель производили из дуба, ореха, груши, березы, клена.

Русская мебель прошла в своем развитии все основные пути и стили, что и европейская, но всегда отличалась самобытностью, оригинальностью, имела неповторимый национальный характер. В древности ее создавали народные мастера-умельцы, из поколения в поколение передававшие свои секреты и традиции, делая ее удобной для использования в быту. Главными предметами обихода были лавки, скамьи (зачастую заменявшие кровати), табуреты, полки для посуды, шкафы и столы с ящиками - массивные, крепкие, позднее - сундук. Русская мебель была тоже тесно связана с архитектурой, что нашло отражение в ее формах и отделке. Она украшалась сквозной и глухой резьбой, пропильными узорами, точеными колонками, росписью; орнаменты изображали животных, растения, геометрические линии и предметы.

В XVIII в. в Туле начали производить железную мебель - тяжелые, громоздкие стулья, скамьи и кресла. Зато мастера выполняли тонкую, филигранную работу по обработке деталей, отделывая их настоящим металлическим кружевом со сквозным орнаментом, с насечками золотом и серебром, сверкающими алмазными гранями. Такие предметы украшали в основном дворцовые интерьеры.

Мебель русского барокко и рококо неразрывно связана с именем талантливейшего архитектора того времени Растрелли и повторяла в своей композиции детали архитектуры этих стилей.

Во второй половине XVIII - начале XIX в. очертания и отделка старинной мебели воспроизводили основные элементы архитектуры классицизма, ориентируясь на образцы античного искусства. Предметы мебели отличались легкостью и строгостью форм, были удобны - соответствовали пропорциям фигуры человека, с округлыми линиями, и не перегружались украшениями. В отделке мебели мастера повторяли орнаменты лепки и росписи стен и потолков. В производстве мебели четко прослеживались два направления: парадная мебель для дворцов (по проектам архитекторов К.И.Росси - в Петербурге, А.Н.Воронихина - в Павловске, Дж.Кваренги, Д.Жилярди, В.П.Стасова) с применением дорогих материалов, изготовлялась в столичных мастерских, наиболее известные мастера-мебельщики того времени - Тур и Гамбс; повседневная, бытовая мебель с соблюдением традиций и приемов классицизма выполнялась крепостными мастерами, среди ее производителей - широко известные Нащекин, Зенин, Уточкин, Сидоров (в Москве), А.Федоров, И.Рудин (в Вятке). Русские мебельщики использовали в основном березу, орех, ясень и тополь, отделывая их под вошедшее в моду красное дерево, а в конце XVIII в. впервые в мире начали применять карельскую березу. Мебель этого периода отличалась тем, что в ее дизайне присутствовали всевозможные механические детали - потайные ящички «с секретом», с незаметными пружинками, выдвигающимися и вращающимися отдельными частями, замками, разными трогательными мелочами - вплоть до встроенных крошечных музыкальных инструментов. Такую кропотливую работу выполняли настоящие мастера своего дела - долго, тщательно и качественно.

Переходный от классицизма к ампиру стиль в создании русской мебели называется «Павловским», поскольку это был период правления императора Павла I. Мебель данного периода, тяжелую, крупную, монументальную, производили из красного дерева или карельской березы, украшая причудливым, несколько утрированным орнаментом - грифонами, косматыми и мрачными орлами и сфинксами.

Русская антикварная мебель стиля ампир также имела ярко выраженную индивидуальность, отличавшую ее от европейской. Она была более монументальна, декорирована помимо классического орнамента еще и традиционно русским. В отделке вместо бронзы использовалась золоченая резьба по дереву или гипсовая лепка. Предметы мебели этого стиля считались парадными, предназначались для дворцов и усадеб помещиков, в то время как купеческие дома и жилища горожан обставлялись более скромной бытовой мебелью (стиль «русский бидермейер»). Русская старинная мебель стиля «модерн» не имела каких-либо особых самобытных черт, отличавших ее от европейских образцов.

Символика. Огромная роль в истории старинной мебели, безусловно, принадлежит использованию мастерами-мебельщиками разнообразных символов и сюжетов в орнаментах резьбы, характерных для той или иной исторической эпохи и отражающих представления о мире, философию и идеологию людей, живших в те времена. Символы впитали в себя их чувства и мысли и обычно отражали героико-романтическое состояние души, связь с теми или иными важными историческими событиями и даже политические моменты.

 

Вам может быть интересен раздел антикварная мебель

Оценка
антиквариата
on-line:
Отправьте фотографии на почту info@imperiaikon.ru либо через форму ниже.
Вы можете отправить фото через Viber и Whatsappоценка антиквариата онлайн8 931 320-58-80
Перед оправкой прочитайте важную информацию об условиях оценки.
Прочитать условия оценки.
Имя:
E-mail:
Телефон:
Описание предмета(ов):



Фото 1:

Фото 2:

Фото 3:

Фото 4:

Фото 5:

Фото 6:

Фото 7:

Новости

Крупнейший антикварный магазин икон в Санкт-Петербурге

Мы уже много лет на антикварном рынке и на сегодняшний день являемся самым крупным магазином антикварных икон в Санкт-Петербурге. Купить икону.
- 16 Август 2010

Реконструкция сайта

Антикварный салон закончил реконструкцию нового сайта. Появилась оценка антиквариата on-line, через форму обратной связи. Вы можете посмотреть каталог антиквариата, но покупка и продажа антиквариата осуществляется несредственно в нашем салоне.
- 1 Февраль 2009
Читать все новости антиквариата ››
Статьи про антиквариат

Хотите продать антиквариат?

 Вы решили делать ремонт, а доставшаяся в наследство от бабушки старинная мебель не вписывается в Ваш интерьер? У Вас есть антиквариат: картины, иконы, серебро и др. - и Вам срочно нужны деньги? Или просто в старых шкафах давно пылятся старинные предметы: посуда, фигурки или рамочки?
- 16 Октябрь 2010

Антиквариат оценка!

Оценка антиквариата online онлайн - выдумка или правда? Где лучше оценить антиквариат и как выбрать эксперта? Где лучше продать антиквариат: живопись, иконы, серебро, мебель картины и другое? Оценка антиквариата и другие вопросы.
- 16 Октябрь 2010
Читать все статьи про антиквариат ››
События

Международная выставка "Коллекционер"

С 2 по 5 декабря состоится международная выставка-ярмарка "антиквариат и предметы коллекционирования" которая пройдет в Санкт-Петербурге в БВЗ "МАНЕЖ", Исаакиевская пл. д.1.
- 19 Ноябрь 2010

29 Российский Антикварный Салон - мы участвуем

23-31 октября 2010 года пройдет 29 Российский Антикварный Салон,  который будет проходить в Москве в ЦДХ. Антикварный салон снова удивит своей экспозицией. Номер стенда 17-22.
- 21 Октябрь 2010
Читать все события антиквариата ››